Как можно использовать DLL
Как можно использовать DLL
Как можно использовать DLL Хочу сразу оговориться и сказать, что нижеследующий текст предназначен для ещё не совсем опытных , но уже достаточно "продвинутых" программистов. Он не претендует на полноту изложения по заданной теме и на "рэпирность" определений и высказываний, используемых автором. На данный момент существует уже большое количество источников, в которых можно почитать много интересной информации о принципах написания и работе с библиотеками, но всё же, начиная разговор о использовании динамически компонуемых библиотеках, стоит ввести некоторые базовые определения и понятия, без которых дальнейшие выкладки будут не поняты людям, не имевшими дело с dll, а тем, кто уже имеет некоторый опыт в данной области будет не лишним освежить в памяти основы. Итак, dll - это, содержащие код, ресурсы или какие-то иные данные, программные модули. Чем нас не устраивают обычные exe-файлы, спросите вы. Отвечу,- основной смысл dll состоит в том, что ваши приложения могут загружать и обрабатывать код из библиотеки в процессе работы, а не на этапе сборки. ). Аббревиатура dll говорит сама за себя - dynamic linked library, ДИНАМИЧЕСКИ компонуемая библиотека. По структуре своей dll схожа с exe файлами, но когда ваша программа использует некую dll, другая программа тоже может использовать эту же dll, при этом в памяти будет физически загружена только одна копия используемой библиотеки, а адресное пространство, выделенное вашей программе будет содержать образ/слепок/memory-mapped_file/экземпляр загруженной библиотеки. Не стоит забывать, что процессу, загрузившему dll, доступны функции явно предоставляемые самой dll для <внешнего мира> - т.е. exports ф-ии. Так... теперь пару слов о способах загрузки dll. Не секрет, что существует два способа загрузки библиотек: статический и динамический (в литературе можно встретить названия - явный и неявный, но я предпочитаю придерживаться борландовской терминологии). Статический используется, как правило тогда, когда в вашей библиотеке небольшое количество ф-ий и процедур, которые вы наверняка собираетесь использовать в вашей программе. Если же ваша библиотека содержит большое количество процедур/функций или процедуры, вызываемые вами, используются вашей программой не часто (к примеру, имеет место сложная обработка графического изображения), то в данном случае целесообразнее использовать динамическую загрузку, дабы не загромождать память. К минусам статической загрузки можно отнести тот факт, что если при попытке вашей программы загрузить dll эта библиотека не будет найдена - вы получите ошибку, а программа просто-напросто не запустится. Если вы используете динамическую загрузку, то программа запустится в любом случае, но в момент, когда вы попробуете использовать функцию из отсутствующей dll, возникнет исключение, которое можно программно обработать и продолжить выполнение программы. Статическая загрузка ... implementation function showmydialog(msg: pchar): boolean; stdcall; external 'project1.dll'; procedure setvalue(); cdecl; external 'some.dll'; ... Тут, кажется не должно быть никаких неясностей - указываем название ф-ии или процедуры, параметры, возвращаемый тип (для ф-ии), способ передачи аргументов: stdcall - используется при вызовах winapi ф-ий (передача параметров справа на лево), cdecl - при использовании dll, написанных на c++ ; есть ещё некоторые соглашения о вызовах о которых предлагаю вам почитать в справочной системе delphi. Важно помнить, что если при разработке dll использовалось соглашение stdcall, то и при её вызове должно использоваться тоже stdcall ! Директива external указывает на местоположение библиотеки из которой вы хотите экспортировать ф-ию. Динамическая загрузка: ... uses ... type { определяем процедурный тип, отражающий экспортируемую процедуру или ф-ию } tmyproctype = procedure(flag: boolean); stdcall; tmyfunctype = function(msg: pchar): boolean; cdecl; { эту операцию можно сделать непосредственно в разделе var процедуры, в которой вы будите загружать dll } ... procedure tform1.button1click(sender: tobject); var setvalue: tmyproctype; { объявляем переменные процедурного типа} showdialog: tmyfunctype; // или можно было сделать так (в таком случае type... не нужен): // setvalue: procedure (flag : boolean); stdcall; // showdialog: function (msg: pchar): boolean; cdecl; handle01, handle02: hwnd; { дескрипторы, загружаемых библиотек } begin handle01 := loadlibrary(pchar('project1.dll')); { загрузка dll } try @showdialog := getprocaddress(handle01, 'showmydialog'); { получаем указатель на необходимую процедуру} showdialog(pchar('dll function is working !!!')); { используем ф-ию } except showmessage('Ошибка при попытке использовать dll !'); finally freelibrary(handle01); { выгружаем dll } end; { try } end; end. Аналогично и с процедурой setvalue(); Из всего вышесказанного необходимо понять, что при статической загрузке экспортируемая вами dll находится в памяти с момента запуска прогарммы вплоть до application.terminate и вам, как программисту, не надо следить за процессом освобождения памяти из под вашей dll; при динамической загрузке вы сами в любом месте программы загружаете dll, но и сами же должны следить за её выгрузкой. Если при динамическом способе загрузки вы самостоятельно, с помощью функции freelibrary, не выгрузите dll из памяти, то она будет находиться в адресном постранстве процесса, загруженного из вашей программы вплоть до его, процесса, уничтожения, но в момент завершения работы программы память из под библиотеки будет освобождена, т.к. сама dll может находиться только в адресном пространстве загрузившего её процесса, но никогда сама по себе ! Итак, считаем, что с ликбезом покончено. Для чего нужны и как устроены динамически компануемые библиотеки можно прочитать у Тайксейры - там вся теория дана в лучшем виде. Совсем неопытным в написании библиотек, а так же начинающим программистам - настоятельно рекомендую ознакомиться с общими принципами создания dll, описанными в статье Использование и создание dll в delphi. Статьи Королевства по теме. Для тех кто предпочитает c++ рекомендую прочитать статью Криса Касперски. После ознакомления - обязательно возвращайтесь ; ) Ну а теперь, пожалуй, приступим к самой теме данной статьи, а конкретнее к примерам применения и разъяснению этих примеров в меру авторской компетенции ; ) Содержание: Регистрация dll в системе ( или как бы нам, воспользовавшись особенностями приложения explorer.exe, заставить его загрузить нашу библиотеку в его адресное пространство). Размещение модальных форм в dll. Размещение "готовых" файловых образов библиотек в exe-файле с последующим их извлечением и использованием. Как в своих dll использовать процедуры и ф-ии, находящиеся в других библиотеках. Удаление программы "во время исполнения". Ловушки в dll. Регистрация dll в системе ( или как бы нам, воспользовавшись особенностями приложения explorer.exe, заставить его загрузить нашу библиотеку в его адресное пространство) Часто возникают вопросы такого типа: "Как мне зарегистрировать свою dll в системе ? Как загрузить свою dll при загрузке компьютера ?" Для регистрации вашей dll в системе, необходимо: в hkey_classes_rootclsid задать новый идентификатор класса (guid). в hkey_local_machinesoftwaremicrosoftwindowscurrentversionshellserviceobjectdelayload создать раздел inprocserver32 и в значение этого раздела записать путь к вашей dll, которая должна грузиться при загрузке windows. создать строковый параметр mydllload со значением, равным определённому нами guid. Вот собственно и всё - теперь explorer, при каждом входе в систему, будет грузить вашу библиотеку ( ВНИМАНИЕ !!! при таком способе регистрации загруженная dll не будет выгружаться из памяти до тех пор, пока процесс explorer'а будет существовать хотя бы в одном экземпляре !) Реализация данного способа имеет следующий вид: unit unit1; interface uses windows, messages, sysutils, classes, graphics, controls, forms, dialogs, registry; type tform1 = class(tform) button1: tbutton; procedure button1click(sender: tobject); private { private declarations } public { public declarations } end; var form1: tform1; implementation {$r *.dfm} procedure tform1.button1click(sender: tobject); var reg: tregistry; begin reg := tregistry.create; reg.rootkey := hkey_classes_root; {Теперь настала пора создать идентификатор для нашей библиотеки. Идентификатор класса - это глобальный уникальный идентификатор, состоящий из шеснадцатиричных цифр. В него входят метка времени создания и адрес платы сетевого интерфейса, попросту говоря mac, или фиктивный адрес платы при отсутствии оной в вашем компьютере 8) Получить этот идентификатор можно двумя путями: 1). в delphi, в любом месте редактора кода нажать ctrl-shift-g . 2). или воспользоваться api функцией cocreateguid(); } try reg.openkey('clsid{69502f20-e8cd-11d5-a784-0050bf44bd3b}inprocserver32', true); reg.writestring('', 'c:tempmydll.dll'); reg.closekey; reg.rootkey := hkey_local_machine; reg.openkey('softwaremicrosoftwindowscurrentversionshellserviceobjectdelayload', true); reg.writestring('mydllloade', '{69502f20-e8cd-11d5-a784-0050bf44bd3b}'); reg.closekey; finally reg.free; end; {try} end; end. Размещение модальных форм в dll Этот вопрос не представляется сколь-нибудь интересным и поэтому я буду предельно краток. Делаете new-> dll, затем new-> form, накидываем туда всё что душе пожелает и поехали: library modelf; uses windows, messages, sysutils, classes, graphics, controls, forms, dialogs, stdctrls, unit1 in 'unit1.pas' {form1}; function showmydialog(msg: pchar): boolean; stdcall; begin {Создаем экземпляр form1 формы tform1} form1 := tform1.create(application); {В label1 выводим сообщение msg} form1.label1.caption := strpas(msg); {Возвращаем true если нажата ok (modalresult = mrok)} result := (form1.showmodal = mrok); form1.free; end; exports showmydialog; begin end. И сам проект, содержащий вызывающий dll код: unit main2; interface uses windows, messages, sysutils, classes, graphics, controls, forms, dialogs, stdctrls; type tform1 = class(tform) button1: tbutton; procedure button1click(sender: tobject); private { private declarations } public { public declarations } end; var form1: tform1; implementation function showmydialog(msg: pchar): boolean; stdcall; external 'project1.dll'; {$r *.dfm} procedure tform1.button1click(sender: tobject); begin if showmydialog(pchar('work !!!')) = true then showmessage('true !') else showmessage('false !'); end; end. Размещение "готовых" файловых образов библиотек в exe-файле с последующим их извлечением и использованием. Представим такую ситуацию: ваша программа использует несколько dll-ок, не вами написанных, и у вас нет их исходного кода (т.е. непосредственно код процедур и функций, вами используемых в своей программе, вам не доступен), а вам ну просто "противопоказано" показывать эти библиотеке пользователю (мало ли - забудет он их переписать вместе с программой, у dll файлов как правило атрибуты невидимости стоят; или ещё какая-нибудь причина на то имеется - мало ли ; ) В таком случае предлагается сделать следующее: поместить все используемые библиотеки непосредственно в код программы, как это делается с ресурсами, а затем, при запуске программы записывать их куда-либо на диск, использовать и, к примеру, если в этом есть необходимость - стирать при окончании работы программы. Вы можете сказать, что в таком случае сам exe файл увеличится в размерах и что можно использовать ф-ии библиотек, размещённых в exe файле без переноса их на диск. На это можно ответить только одно - всё это конечно так, но ведь цель данной статьи наметить подходы к решению проблем, которые могут возникнуть при решении тех или иных задач, а отнюдь не дать готовые рецепты для какого-то конкретного случая... Итак приступим: 1). открываем самый мощный текстовый редактор - Блокнот и начинаем ваять : mydll rcdata mydll.dll Записываем всё это как lib.rc 2). Теперь для получения файла-ресурсов компилируем получившийся у нас lib.rc : brcc32.exe lib.rc 3). Получили lib.res, который необходимо прикрепить к нашему проекту, для этого используем директиву {$r lib.res} Нижеследующий код иллюстрирует как можно прикрепить *.res файл к проекту и извлечь его при необходимости: unit unit1; interface uses windows, messages, sysutils, classes, graphics, controls, forms, dialogs, stdctrls; type tform1 = class(tform) button1: tbutton; procedure button1click(sender: tobject); private { private declarations } public { public declarations } end; var form1: tform1; implementation {$r *.dfm}{$r lib.res} procedure tform1.button1click(sender: tobject); var mydll1: tresourcestream; begin mydll1 := tresourcestream.create(hinstance, 'mydll', rt_rcdata); try mydll1.savetofile('duck.dll'); finally mydll1.free; end; {try} end; end. В результате сборки получим exe-файл. При нажатии на кнопку формы будет создан файл duck.dll в той же директории, из которой была запущена программа (помните, что если dll-файлы в вашей системе имеют атрибут скрытых,- созданный duck.dll тоже будет невидимым). Как в своих dll использовать процедуры и ф-ии, находящиеся в других библиотеках Не так давно один многообещающий ребёнок задал мне такой вопрос - "что можно предпринять, если моя программа статически грузит большое количество библиотек, и эти библиотеки тоже используют ф-ии, экспортируемые из других dll-ок, при этом мне не хотелось бы каждый раз прописывать их в главном модуле своей программы, загромождая код." Для ответа на этот вопрос необходимо помнить, что связь между вызываемой ф-ией и её исполняемым кодом устанавливается во время выполнения приложения путём использования ссылки на конкретную ф-ию dll и при этом не важно, будут ли эти ссылки объявлены в самом приложении или в каком-то внешнем модуле. К примеру, посмотрите как выглядит файл windows.pas,- ближе к концу файла вы можете увидеть каким образом вызываются различные ф-ии из библиотеки advapi32.dll . Итак, создаём новый unit и объявляем импортируемые ф-ии и процедуры и определяем все необходимые типы для ваших dll. К примеру, если у вас есть три библиотеки: 001.dll, 002.dll, 003.dll и в них находятся n-ое кол-во ф-ий и процедур, которые вы намереваетесь использовать в своей программе, то создаём новый unit и... : unit gather_it; interface function myfunc001(i: integer): pchar; procedure myproc002(); function myfunc003(): integer; // .......................... procedure something(); implementation function myfunc001; external '001.dll'; procedure myproc002; external '002.dll'; function myfunc003; external '003.dll'; // .......................... procedure something; external 'some_other.dll'; end. Как видно из этого примера - в этом unit-е нигде нет реализаций самих ф-ий, а лишь указания на то где эти ф-ии находятся. Для использования данного модуля просто прописываем его название (unit gather_it) в раздел uses того модуля в котором предполагается использовать описанные в unit gather_it ф-ии и процедуры. Удаление программы "во время исполнения" В название этого раздела вынесен вопрос, который ну если не каждую неделю задаётся в любом форуме, посвящённом программированию, то по крайней мере очень часто. Бывают моменты в жизни каждого программиста, когда надо сделать что-то быстро, не привлекая особого внимания, не оставляя явных следов и не травмируя нежную психику пользователя :) Я не буду говорить про ring0 и про реализацию всего этого на asm-е,- нет, мы пойдём другим путём... 8) К примеру нам надо добиться того, что бы наша программа при запуске без всяких проволочек стирала себя физически с винта, при этом продолжая выполнять какой-то код. В лоб это сделать не получится, но что мешает исполнить необходимый нам код в контексте какого либо постороннего потока ? В таком случае запущенный нами перед закрытием нашего процесса (в нашем случае процесса, загруженного из нашего exe-файла) код сможет удалить нужный нам файл, потому что данный код будет выполняться в адресном пространстве постороннего потока. Может объяснение не очень удачное, но посмотрев на реализацию всего этого всё станет предельно ясно. Вот алгоритм того, о чём я так долго распылялся: (это один из способов, наверняка не самый элегантный, но я не отступаю от темы статьи и упорно продолжаю совать эти грешные dll куда ни поподя :) Извлечь из нашего exe модуля заранее помещённую туда dll (это мы уже умеем) и записать эту dll в любое место диска. Загрузить dll в адресное пространство НЕнашего потока и выполнить процедуру из этой библиотеки, которая сотрёт исходный файл. Сделать это можно, используя rundll32.exe примерно следующим образом: - для начала напишем небольшую библиотеку: // ************************ dll ************************ library test1; uses windows; procedure test(); stdcall; begin //sleep(5); {можно задерживать выполнение кода при необходимости 8} deletefile(pchar('d:project1.exe')); { ВНИМАНИЕ, до тех пор, пока выполняющийся процесс, загруженный из project1.exe, не выполнит команду freelibrary(собственный экземпляр) в win9x/me либо unmapviewoffile в nt/w2k, вы будете получать ошибку. Связанно это с тем, что эти вызовы ни в том ни в другом виде не вставляются автоматически компилятором Делфи в эпилог приложения. Вместо этого после выполнения эпилогом приложения вызова exitprocess() ОС автоматически разорвет связь между процессом и файлом, вызвав ту или иную из вышеуказанных api-ф-ций. } freelibrary(getmodulehandle(nil)); end; exports test; begin // messagebox(handle, 'library loaded !', 'yeh... !!!', 0); end. // ************************ dll ************************ ну а та часть exe файла, которая отвечает за загрузку dll может выглядеть так: ... procedure tform1.button1click(sender: tobject); begin shellexecute(0, nil, 'rundll32.exe', ' test1.dll,test', nil, sw_shownormal); close; end; ... Заметьте, что в нашей программе мы нигде саму библиотеку не загружаем. rundll32.exe запускается следующим образом: rundll32.exe имя_dll, имя_процедуры, параметры. Таким образом в процедуру test мы можем передавать, к примеру, путь к файлу, который нужно стереть (не забывайте, что string не применим в случае если не используется юнит sharemem, и надо использовать pchar). Из примера видно, что при запуске project1.exe из корневого каталога диска d: и нажатии на button1, rundll32 загрузит библиотеку test.dll (если она тоже лежит в корне диска d:), выполнит процедуру test, которая удалит project1.exe и освободит память. Кстати, загружаемую dll не видит ни taskmanager ни winsight32 (это конечно не значит, что таким образом можно скрыть dll от ntquerysysteminformation в nt или createtoolhelp32snapshot в win9x !). Если общий подход ясен и у вас есть воображение, то можно добиться интересных результатов ; ) Теперь поговорим о так называемых ловушках (hooks). Тех, кто вообще не имеет представления о понятии hook-а в windows-кой интерпретации, я опять же отсылаю к научно-популярной литературе, потому что подробно объяснять механизм работы hook-ов я не буду (т.к. эта тема выходит за рамки данной статьи), но из ниже приведённого кода и комментариев к нему, думаю, будет многое понятно для тех, кто знаком с термином hook, но кому не приходилось самому их программировать. От слов к делу. Сначала напишем основную часть кода - dll, в котором будем устанавливать и снимать hook-и, а так же обрабатывать полученные сообщения: library hook_dll; uses windows, messages; var syshook: hhook = 0; wnd: hwnd = 0; { данная ф-ия вызывается системой каждый раз, когда возникает какое-то событие в dialog box-е, message box-е, menu, или scroll bar-е} function sysmsgproc(code: integer; wparam: word; lparam: longint): longint; stdcall; begin { Передаём сообщение дальше по цепочке hook-ов. } callnexthookex(syshook, code, wparam, lparam); { флаг code определяет тип произошедшего события. } if code = hc_action then begin { В wnd кладу дескриптор того окна, которое сгенерировало сообщение.} wnd := tmsg(pointer(lparam)^).hwnd; { Проверяю, нажата ли правая кнопка мыши} if tmsg(pointer(lparam)^).message = wm_rbuttondown then begin { Раскрываю окно на всю клиентскую область.} showwindow(wnd, sw_maximize); { Вывожу сообщение.} messagebox(0, 'hook is working !', 'message', 0); end; end; end; { Процедура установки hook-а} procedure hook(switch: boolean) export; stdcall; begin if switch = true then begin { Устанавливаю hook, если он не установлен (switch=true). } syshook := setwindowshookex(wh_getmessage, @sysmsgproc, hinstance, 0); { тут: wh_getmessage - тип hook-а ; @sysmsgproc - адрес процедуры обработки ; hinstance - указывает на dll, содержащую процедуру обработки hook-а; последний параметр указывает на thread, с которым ассоциирована процедура обработки hook-а; } messagebox(0, 'hook установлен !', 'Сообщение из dll', 0); end else begin { Снимаю hook, если он установлен (switch=false). } unhookwindowshookex(syshook); messagebox(0, 'hook снят !', 'Сообщение из dll', 0); syshook := 0; end; end; exports hook; begin //messagebox(0, 'message from dll - loaded !', 'message', 0); end. Так... с этим покончили; теперь код модуля, откуда будем вызывать нашу процедуру hook (для разнообразия буду использовать "динамическую" загрузку dll): unit unit1; interface uses windows, messages, sysutils, classes, graphics, controls, forms, dialogs, stdctrls; {для динамической загрузки dll} type myproctype = procedure(flag: boolean); stdcall; {*****************************} type tform1 = class(tform) button1: tbutton; button2: tbutton; procedure button1click(sender: tobject); procedure button2click(sender: tobject); procedure formclose(sender: tobject; var action: tcloseaction); private { private declarations } public { public declarations } end; var form1: tform1; hdll: hwnd; { дескриптор загружаемой dll-ки (для динамической загрузки)} implementation { раскоментируйте эту строку для статической загрузки } //procedure hook(state: boolean); stdcall; external 'hook_dll.dll'; {$r *.dfm} procedure tform1.button1click(sender: tobject); var hook: myproctype; {для динамической загрузки} begin { раскоментируйте эту строку для статической загрузки } //hook(true); { ********* динамическая загрузка **************} hdll := loadlibrary(pchar('hook_dll.dll')); { загрузка dll } if hdll > hinstance_error then { если всё без ошибок, то } @hook := getprocaddress(hdll, 'hook') { получаем указатель на необходимую процедуру} else showmessage('Ошибка при загрузке dll !'); { **********************************************} hook(true); button2.enabled := true; button1.enabled := false; end; procedure tform1.button2click(sender: tobject); var hook: myproctype; {для динамической загрузки} begin { раскоментируйте эту строку для статической загрузки } //hook(false); { ********* динамическая загрузка **************} hook := getprocaddress(hdll, 'hook'); { получаем указатель на необходимую процедуру} { **********************************************} hook(false); { обращение к процедуре } button1.enabled := true; button2.enabled := false; end; procedure tform1.formclose(sender: tobject; var action: tcloseaction); begin freelibrary(hdll); { при закрытии формы - выгружаем dll } end; end. Как видно из примера - после установки hook-а, при нажатии правой кнопки мыши на элементах dialog box-а, message box-а и menu, то окно (окно в windows понимании ; ), над которым был произведён клик - займёт всю клиентскую область. Кстати говоря, почти все клавиатурные шпионы работают примерно по тому же принципу - устанавливают hook на события клавиатуры, и пишут себе в файлик на диске всё, что пользователь набирает. Но надо понимать, что hook может быть поставлен не только из dll, но и из обычного приложения. На этом, пожалуй, и остановимся... Все предложения, пожелания, нарекания и т.д. присылайте мне, т.е. автору :) Все примеры опробованы и работают под win98 (на nt не пробовал). Алексей Павлов the adviser: - digitman special thanks to: - fellomena Источник: http://delphirus.com.ru/